Диагноз дизартрия у ребенка один из самых пугающих для родителей. В этом случае дети нечленораздельно говорят, им в целом тяжело даётся речь. Часто причиной расстройства являются поражения нервной системы, при которых нарушается работа мышц, отвечающих за голосообразование и дыхание.
К счастью, это состояние возможно поправить с помощью хорошего детского остеопата. Оставьте заявку на сайте, и администратор в Центре остеопатии «Брусника» подберёт удобное время для записи ребёнка.
Дизартрия у детей: что это такое и симптомы
В отличие от других расстройств, связанных со способностью говорить, при дизартрии дети понимают речь и в целом имеют определённые навыки говорения. Однако звуки смазанны и малопонятны, поэтому коррекция не просто нужна, а необходима.
Обычно диагноз ставят детям около 5 лет – в этом возрасте уже становится понятно, отстаёт речь дошкольника от сверстников или нет. Обычно обследование проводит логопед или невропатолог. Однако показывать ребёнка специалистам нужно как только он уже начал говорить и стали заметны тревожные симптомы - если долго затягивать, скорректировать нарушение будет сложнее.
Признаки дизартрии – как понять, что у ребёнка неврологическое нарушение:
- во время беседы создаётся ощущение, словно у ребёнка каша во рту;
- пропуск или стремление заменить свистящие, шипящие, сонорные звуки;
- слишком медленная или быстрая речь;
- неправильная артикуляция губ, языка, нижней челюсти;
- сложно переключаться с одного звука на другой;
- прерывистая речь из-за неправильного дыхания;
- сложно жевать и глотать.
При дизартрии у ребёнка может появиться неконтролируемое слюнотечение, нарушение эмоциональной окраски голоса – он может быть слишком громким, сиплым или тихим.
Существует несколько видов дизартрии у детей, различающихся по причине развития:
- Бульбарная – появляется из-за поражения продолговатого мозга.
- Псевдобульбарная – развивается из-за повреждения проводящих путей головного мозга.
- Мозжечковая – появляется из-за поражения мозжечка.
- Гиперкинетическая – развивается из-за поражения экстрапирамидной системы.
- Спастическая – появляется из-за чрезмерного тонуса мышц.
Нарушение также делится по степени тяжести – от лёгкой до тяжёлой (анартрии). В первом случае речь только слегка нечёткая – остальные звуки не нарушены, во втором случае ребёнок не может говорить совсем – часто это связано с параличом мышц, отвечающих за говорение.
Почему появляется нарушение речи?
Заболевание дизартрия развивается из-за неправильного функционирования центральной или периферической нервной системы, что в свою очередь нарушает иннервацию (передачу сигналов) мышц благодаря которым происходит воспроизведение звуков.
Частые причины появления расстройства:
- дефицит кислорода в период внутриутробного развития;
- травмы при родах – повреждение головного мозга, обвитие пуповиной, применение щипцов, вакуум-экстракция плода (извлечение малыша с помощью специального аппарата);
- раннее появление малыша на свет, из-за чего нервная система не успевает полностью сформироваться;
- попадание инфекции к плоду во время беременности;
- церебральный детский паралич;
- нейроинфекции;
- травмы черепа и мозга;
- нарушения в работе нервов черепа и мозга;
- нарушение передачи импульсов к мышцам (полиневропатия, миастения);
- медленное развитие нервной системы;
- нервно-мышечные расстройства: миопатия, дистрофия мышц;
- низкий или наоборот слишком высокий тонус мышц.
Наиболее частая причина – детский церебральный паралич, когда повреждение определённых отделов мозга нарушает контроль над мышцами и воспроизведение звуков.
Неврологическая дизартрия – частый случай, поскольку нервная система и мозг полностью отвечают за речь – передачу импульсов, иннервацию мышц языка, гортани.
Что будет, если нарушение речи (дизартрию) у детей не лечить?
Даже при лёгкой степени нарушение нужно лечить, чтобы избежать неприятных и серьёзных последствий. Один из наиболее неприятных вариантов, если игнорировать проблему – у ребёнка серьёзно задержится развитие.
Если не обратиться к специалисту при первых признаках, то это приводит к следующему:
- ещё более неразборчивой речи – смазанности;
- трудностям с произношением отдельных звуков;
- задержке интеллектуального развития из-за ухудшения памяти и мышления;
- трудностям в социализации, коммуникации;
- замкнутости и неуверенности в себе;
- повышенной раздражительности, тревожности;
- нарушениям механизмов жевания и глотания.
От трудностей в говорении страдает не только когнитивное развитие, но и социализация – ребенок с нарушением речи под названием дизартрия хуже ладит со сверстниками и со временем просто закрывается в себе. Поэтому рекомендуется начать коррекцию, как только заметили симптомы нарушения.
От проблем с речью в первую очередь страдает качество жизни. Если ребёнок не сможет должным образом общаться с окружающими, то это может привести к последствиям, которые будет тяжело поправить. Например, если ребёнок не произносит отдельные звуки, то уже в школе будет неправильно их писать, поскольку он их не слышит или слышит неправильно.
Как исправить у ребенка дизартрию – методы остеопатии
Остеопатия может стать дополнительной или основной терапией, в зависимости от степени выраженности дизартрии.
Способы, которые использует специалист, чтобы подтолкнуть ребёнка к активной речи:
- Краниосакральная терапия (работа с костями черепа, а также височной и затылочной областью) – улучшает нервную регуляцию и координацию мышц, участвующих в артикуляции.
- Коррекция шейного отдела позвоночника – устраняет блоки и дисфункции, препятствующих нормальному кровоснабжению головного мозга, улучшает кровоток и передачу нервных импульсов к артикуляционному аппарату.
- Фасциальные техники (снятие напряжений в фасциях) – улучшают моторику и координацию мышц, участвующих в речи.
- Висцеральные техники (работа с внутренними органами и диафрагмой, связанных с речью) – устраняют прерывистость, создают условия для комфортного повышения голоса.
- Биомеханическая коррекция (работа с осанкой и скелетно-мышечными нарушениями) – улучшает нервно-мышечную координацию.
Остеопат также проработает каналы и швы в основании черепа (ближе к шейному позвонку), которые отвечают за работу языка, глотки, мягкого неба и голосовых связок. В этом месте нервы и сосуды пережимаются (появляется внутрикосное повреждение), что влияет на работу речевого аппарата и даже дыхание.
Каналы и швы черепа, отвечающие за сокращение подъязычной мышцы, с каждым годом всё больше окостеневают и в дальнейшем сделать что-либо уже сложнее, поэтому необходимо обратиться к логопеду, невропатологу, а затем к остеопату при первых подозрениях на нарушение.
Техники полностью безболезненны – не создадут у детей страха перед сеансами и помогут расслабиться. Последнее особенно полезно, если главная причина нарушения – в напряжённой нервной системе.У родителей также возникает вопрос, что делать и как лечить дизартрию у детей, если нужен логопед, но при этом у ребёнка явно присутствует гипертонус мышц, отвечающих за речь. В этом случае остеопат может работать вместе с логопедом или неврологом. Благодаря этому терапия получается ещё эффективнее.